Новая Англия. Бостонская чайная вечеринка

В России вас пригласят пить чай. В Америке хозяйка или официант предложат вам кофе и десерт. Конечно, можно попросить чай. И его принесут. Но вы будете в меньшинстве. Первые поселенцы – пришельцы из старой Англии – были большими любителями чая. Чай практически тёк в их венах. Что же случилось? Где произошёл сбой?

Чтобы разобраться, вернёмся в колониальную Америку. 1767 год. Англия облагает любимый национальный напиток высоким налогом – три пенса за каждый фунт. В толпе прошёл недовольный ропот. Через шесть лет, в 1773 году, Английский парламент издаёт «Чайный Указ», предоставляя Британской Восточно Индийской Компании фактическую монополию на торговлю чаем в колониях. Цены оказались неоправданно завышенными и в толпе поднялось возмущение.

Когда в бостонский порт пришёл корабль груженный чаем, взбешённые колонисты отказались этот чай разгружать. А губернатор Хатчинсон отказался выпустить корабль из порта без предварительной уплаты чайной пошлины. Конфликт продолжался, напряжение росло. В ночь на 16 декабря 1773 года группа патриотично настроенных хулиганов, переодетых и раскрашенных под индейцев, прокралась на корабль и сбросила драгоценный чай в воды бостонского залива – все 342 ящика. И вода превратилась в чай…

Предводителем шайки был Сэм Адамс, в честь которого потом назвали пиво. Ну а само бесчинство получило название Бостонской чайной вечеринки.

Во время революции американцы бойкотировали английский чай и перешли на всевозможные заменители. В том числе и кофе. Вот тогда-то все и сломалось. После войны была налажена торговля с Китаем и чай вернулся, но в отношения уже закралась трещина. В середине 19 века Джордж Хантингтон Хартфорд и Джордж Гилман начали торговать чаем напрямую, минуя посредников, и цены стали более доступными. Их предприятие разрослось и превратилось в Great Atlantic and Pacific Tea Company, в последствии преобразовавшись в широкую сеть супермаркетов A&P, которые просуществовали много-много лет и с треском обанкротились лишь в 2016 году.

Довольно символично то, что в Америке популярен именно холодный чай – чай со льдом (iced tea) – как напоминание о той ледяной заварке, которая плескалась в бостонском заливе в декабре 1773 года.

Чайный пакетик – ужасный и прекрасный – является американским изобретением. В 1908 году предприниматель Джон Салливан, начал предлагать своим покупателям образцы чая, зашитые в тряпичные мешочки. Пронырливые клиенты обнаружили, что мешочки можно класть прямо в заварник, а потом выбрасывать, экономя на сомнительном удовольствии выскребания чайных листов из чайника. Спонтанное изобретение прижилось и трансформировалось ресторанной индустрией: порции уменьшились до размера одной чашки, а вместо высококачественного листового чая, которым торговал мистер Салливан, стали насыпать дешёвую чайную пыль. Качество пакетного чая падало с ростом спроса и производства.

В настоящее время наблюдается возвращение к чайным традициям: эксклюзивные чайные магазины не только появляются то тут, то там, и пользуются спросом. Но тем не менее, удобство побеждает. «Дайте мне чайный пакет, да поскорее. Меня ждут великие дела! А ещё лучше – налейте кофе!»

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s